|
Здравствуйте, господа (видимо, только господа. Пока?). Я - молодой учёный, совсем начинающий, в этом году поступил в аспирантуру - социология. И, поскольку панорама выбора тем была довольно большая, а интересы у меня в последнее время (и, видимо, надолго, как минимум) сосредоточены вокруг теософии, выбрал себе объектом изучения Теософическое общество. Поскольку научной литературы о теософии и тем более теософическом движении/обществе (а именно Общество меня интересует) нет, хотелось бы попросить помощи у людей, знающих ситуацию изнутри, т.е. причастных к деятельности Общества (здесь ведь есть такие, я не ошибаюсь? Не могу ошибаться, по-видимому). Я бы был очень благодарен за любую помощь, оказанную мне. Как мне представляется, это сотрудничество будет взаимовыгодно, и вот почему:
1. Наука получит объективные (до определённой степени, естественно; объективность вообще вещь довольно относительная) данные о деятельности теософов и Теософическом обществе. О теософии так или иначе узнает сначала, пусть и не очень широкий, но всё же реально существующий круг учёных; о теософическом движении узнают, по косвенным, скорее, источникам, обычные люди; будет развеяно множество мифов о теософии и теософическом движении. Т.е. первый пункт, говоря проще - огласка, или некоторый пиар, если угодно (хотя мне не нравится это слово-выражение, уж больно циничное). Разве в этом не заинтересовано Теософическое общество? Тем более престиж науки достаточно велик и у нас в России, и за рубежом (хотя вряд ли в ближайшее, по крайней мере, время кто-то из зарубежных исследователей обратится к российским источникам по данной теме. Но тем не менее). Как я понимаю, получение определённой доли известности, тем более из стана науки, для нашего дела (стоит ли разделять здесь мою миссию как учёного и как человека? Наверное, стоит. Но в данном случае дело всё-таки общее) желаемо. Считаю, что многие учёные склонны к разделению позиций теософии, но недостаточно большое число об этом слышали, и даже косвенное знакомство с научной работой или её результатами дало бы им толчок к размышлениям на эту тему (что уж говорить о ментальном плане!). А через них - социальные сети, неудивительно - мы получили бы множество знакомых с теософией (разговор о том, насколько хорошо знакомых и насколько рассудочных или предвязтых, до поры оставим в стороне) людей. Учёные - качественные люди, а именно на качество делает ставку теософия. Я прав?
2. Теософическое общество, как мне представляется, само нуждается (я говорю в первую очередь и, пожалуй, исключительно о МТО) в объективных данных о том, какова обстановка имеет место в нём и рядом с ним. Звучит странно? Ну вот, пожалуйста: одним из пунктов исследования я наметил составление социологического портрета участника Теософического общества. Пол, возраст, уровень образования, социальное положение, сфера занятости, уровень дохода, источники религиозного воспитания, содержание и источники религиозной информации и прочее, прочее, всё, что относится к социальному положению человека и связано с эволюцией интеллектуальной, нравственной и актвиной стороны личности, сюда можно включить в зависимости от корректировки задач. Дело в том, что я, не обладая информацией о том, как функционирует общество и вообще не имея представления о ситуации "изнутри", не могу дальше сформулировать курс исследования. Этап почти начальный (составляю план исследования и работы над его выполнением; прошло полтора месяца): от того, какой акцент будет сделан в работе, соответствующие данные будут привлекаться в первую очередь. Я ещё вас не очень утомил? Так вот. (Было бы интересно, кстати, пообщаться вообще, безотносительно к науке; но это пока к делу не относится) Сейчас я склоняюсь к изучению эволюции ценностей личности при вступлении в Т.О. Ну и вообще изменениям в личности. Забыл сказать название, пока звучит так: "Личность и Теософическое общество в современной России: социологический анализ". Было бы замечательно, если бы мояспециальность была "Социология религии и духовной жизни", но под номером 22.00.04 значится "Социальная структура, социальные институты и процессы". Т.е. всё-таки полноценного изучения именно духовной стороны личности не получится, а скорее выйдет более или менее декларативное описание этой эволюции, не вдающееся в подробности, и только в связи с самим Т.О. Ведь изучаем Общество, в рамках паспорта специальности. Но это уже скорее частные моменты.
Так вот, познание себя, если так можно выразиться, пойдёт на пользу (не во вред же, правильно?) самому Обществу, поскольку это дополнительная информация. А информация - это самый ценный ресурс в постиндустриальную эпоху (хотя кому я это рассказываю? И так вроде всё понятно; да и здесь должны быть другие аргументы, которые вы сами лучше чувствуете, можно, я надеюсь, их не артикулировать). Как минимум такое изучение лишним не будет самим теософам, поправьте меня, если я заблуждаюсь.
3. Как быть с надёжностью информации и позицией исследователя? Любой исследователь, и я в частности, обязаны быть беспристрастно-объективными. Не выносящими оценок, а именно фиксирующими. Не тупо, конечно, но по возможности безотносительно ко всем побочным, личностным (хотя "побочный" и "личностный" далеко не синонимы, но в данном случае это так - вопросы веры, всё-таки; дискуссию о соотношении веры и научности в теософии тоже пока затрагивать не станем) факторам. Не то чтобы я собирался быть субъективным с вами, просто это галочка на пункте "я клянусь быть неангажированным, служить науке истины и носить очки по возможности только с прозрачными стёклами". Пусть я не буду зависеть от ваших позиций (как представителей изучаемого явления) и одновременно стараться избежать ограниченности современных инструментов познания действительности социологией (в частности), понимая, что действительность шире и труднее для понимания (и вместе с тем легче), чем это принято считать. И это проявится, так или иначе, в моей диссертации.
Стоит добавить, что известность теософии от моей работы, конечно, не придёт сразу и много, что вы, так не бывает (без поддержки средств массовой информации), но - как снежный ком или эффект бабочки, или связь всего в едином - движение так или иначе отразится на всём континууме. Подумайте, в конце концов, о ментальном плане. Но об этом я уже упоминал.
Спасибо за то, что выслушали. Может быть, я не очень грамотно и полно аргументировал (время? умение?), но, кажется, какие-то моменты всё-таки должны представиться значимыми и для вас, я так думаю. Буду рад ответить на вопросы, замечания и предложения. Мой ICQ в профиле, если понадобится.
Ещё один вопрос: Теософического общества на данный момент в России не существует? Но как явление, во всяком случае, оно может быть идентифицировано, не иначе? Есть ли какие-то юридические документы, подтверждающие существование и функционирование МТО?
Надеюсь на сотрудничество, спасибо.
|