Здравствуйте. Буду отвечать по порядку.
Вообще, теоретически, изучение даже незарегистрированного общества возможно, ибо есть фактически наблюдаемое явление, которое составляет часть социальной реальности и в любом случае является атрибутом существования общества на данном этапе. Как, извините за некорректный пример, изучать особенности организации аборигенов Автралии? - они нигде не числятся аборигенами, паспортов у них нет, и нигде не записано, что они состоят в одном или там разных племенах. Однако явление существует. И так далее. Если явление есть - мы имеем право и даже должны его изучать, т.к. это даёт нам приращение знаний о социуме. Никто не знает, где будут сделаны удивительные открытия.
Далее. Извините, у меня, может быть, такой тон, неспокойный, просто тема действительно непростая, здесь не может быть чётких да/нет.
"Подобные исследования вряд ли возможны, ибо ТО в России не есть организация в полном смысле этого слова."
Знаю. Но всё же - организация. И как раз необычность этой организации есть её специфика.
"Любые эзотерические течения являются более скрытыми и изменения, происходящие в психике человека описать достаточно сложно. Психология сильно отстает от эзотерики и описать своим языком возникающие изменения не в состоянии." Опять же, никто не спорит. Но - она в состоянии зафиксировать изменения более грубые. Они есть? Вероятно. Увидеть отличия в сознании теософа от, скажем, сознания христианина, атеиста или просто светского человека (который часто не осознаёт своих предпочтений) и есть моя задача. Одна из задач.
"Социологический портрет теософа? Каким он может быть, если перечень специальностей от дворника до науки и политики? Кроме того, религия может быть любой, достаток тоже." Такой и будет. Эклектичный. Аморфный. Это тоже позволяет делать определённые выводы. Социология осмысляет именно реальность, то, что здесь и сейчас, и пробует делать осторожные выводы, обобщения. Очень осторожные. Если результатом окажется полное совпадение общего портрета теософов, скажем, с общим портретом христиан, это так и будет зафиксировано. Нам нужны как раз факты. Теософия и Теософическое общество - белое пятно в современной России. Имеется в виду не теософическая литература, которая вполне доступна, а информация о том, что это за люди такие - теософы? Сколько их? Чем они живут? Как живут? Почему именно так? Что за стимулы заставляют их совершать определённые поступки и какие это поступки? Как организованы. И так далее.
"Нет внешних отличий теософов от обычных людей. А внутренние изменения - их показать практически невозможно. Просто о них не принято говорить, это глубоко личное дело каждого." А чем христианин отличается от обычного человека? Внешне - крестится (сильно упрощаю). А внутренне? Может быть, у него существует определённая система ценностей, не находите? Т.е. он не просто так совершает обряды, а видит в них какой-то внутренний смысл? Так, может быть, и у теософа есть что-то, что, даже не сильно проявляясь на внешнем уровне, заставляет его поступать именно таким образом, а не другим, есть какой-то внутренний стержень? Что, в конце концов, их объединяет? Это не так уж трудно выяснить, как кажется сперва.
"Не обижайтесь, Rangomil, просто исследование эзотерики экзотерическими методами не совсем корректно." Знаете, я с Вами полностью согласен. Здесь более тонкие сатерии, как бы двусмысленно это ни звучало. Но - на самом внешнем уровне это тоже проявляется. Хоть и меньше. К тому же не стоит думать о социологии совсем уж плохо, у неё есть инструменты и более интеллектуальные, чем банальный блиц-опрос. Всё-таки иногда речь заходит о выяснении мотивов действий, и средства для их "вытаскивания" (извините за такой медицинский почти что термин) и интерпретации имеются. У меня тоже возникает нехорошее чувство, когда обо мне пытаются что-то выведать, но это непозитивно - скрывать свои мнения, эмоции, чувства от окружающих. Чаще лучше, если наоборот. К тому же,как правило, социологические опросы анонимны. Никто имена и адреса выведывать не собирается, можете быть спокойны.
"Социум мы конечно некоторый образуем, только этот социум скрыт и не от мира сего, он размыт." Замечательно, что социум есть. Мир вообще стремится к объединению, а мы к этому должны идти, тем более никто не мешает, в первую очередь. Скрыт? Если бы был полностью скрыт, никто бы об этом, кроме посвящённых, не знал. Насколько я могу понимать, он скрыт в эзотерической части, а во внешней, экзотерической, он вполне открыт и ждёт ищущих людей. Чем вам не характерная черта?
"Как вы сможете даже элементарно собрать статистику? Сколько из зарегистрированных на сайте являются действительными членами ТО?" Вообще, я хотел бы побывать "на месте", где собираются члены Т.О. - в первую очередь. В конце концов, активные участники наверняка встречаются там. Да, забыл сказать: меня интересует именно экзотерическая часть Т.О., я не собираюсь "лезть" в серьёзные дела, и без меня там проблем хватает, просто, как представляется, даже в открытой секции материала для изучения будет достаточно. А теософия вполне стоит того, чтобы обращать внимание на все её проявления. Даже если они не соответсвуют чьим-то ожиданиям. Что касается тех, кто не посещает собрания Т.О. регулярно - возможно, с ними действительно можно будет связаться по Интернет. В конце концов, важно "содержание" сознания, а не форма попыток его отразить.
"Но решать действительно Вам." Мне. Но без вас я не смогу. Это медведь может задрать оленя исключительно по собственному желанию, а человек с человеком должен советоваться и договариваться только на взаимных началах. Как же я могу без вашего согласия вас изучать? Это же по меньшей мере так же бесцеремонно, как вооружённое ограбление.
Извините, что пока пришлось излучать только в меру здоровый критицизм, нигде толком не расщедрившись на бодрые синицы с губ, даже сам себя подозревать так можно начать. В чём-нибудь, антиглобалистском даже. Буду надеяться, придёт ещё время для добрых слов.
Догадываетесь, о чём я вас хочу попросить?..
По поводу 20-40 человек. Жаль, что так мало. Вообще, в Москве, где население порядка *что-то много, даже десять миллионов*, одном из самых больших городов мира, набирается только полсотни человек, готовых действительно разобраться в себе и осознанно живущих по непротиворечивым правилам - это очень мало. Уверен, есть ещё как минимум сотни "латентных" теософов, по разным причинам не заявляющих о своём существовании. Но - с другой стороны, это и закономерно, немного людей достигли того уровня, чтобы понимать и чувствовать мудрость, им нужно пока только потрогать и полизать ожог. Так или иначе, если бы большее количество членов М.Т.О. было сейчас - легче было бы обосновать важность исследования, его актуальность и практическую значимость (опять эти эгоистичные меркантилизмы!). Нет - и ладно. Постараюсь что-нибудь придумать. Если, конечно, удастся убедить своего научного руководителя. На самом деле неважных вещей не существует. Просто нужно видеть их ценность. И ценить.