Дзогчен.

кшатрий
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Дзогчен.

Сообщение кшатрий » 08 июн 2019, 10:42

Намхай Норбу Ринпоче ДЗОГЧЕН — САМОСОВЕРШЕННОЕ СОСТОЯНИЕ


Учения Дзогчена — это не философия, не религиозная доктрина, не культурная традиция. Понимание смысла учений означает обнаружение своего собственного истинного состояния, очищенного от самообмана и подлогов, создаваемых чужим умом. Само значение тибетского слова «дзогчен» — «Великое Совершенство» — указывает на истинное изначальное состояние каждой личности, а не на какую-то трансцендентную реальность. Подлинное, невымышленное сострадание может возникнуть только после того, как мы открыли наше собственное состояние. Наблюдая нашу собственную ограниченность, нашу зависимость, наши конфликты и тому подобное, мы можем истинно осознать страдание других, и тогда наш опыт становится основой, или моделью, для того, чтобы суметь лучше понять окружающих и помочь им. Единственный источник всякого рода доброго дела для других — это осознавание своего собственного состояния. Когда мы знаем, как помочь себе и что надо делать в нашей собственной ситуации, мы можем реально помочь другим, и чувство сострадания появится само собой, нам не надо будет заставлять себя придерживаться правил поведения, соответствующих той или иной религиозной доктрине. Что же мы имеем в виду, когда говорим об «осознавании нашего собственного истинного состояния»? Это означает наблюдение за самим собой, распознавание того, кто мы такие есть, кем мы себя считаем и каково наше отношение к другим и к жизни. Если мы всмотримся, откуда возникает, в чем коренится наша ограниченность, наши умственные построения, страсти, гордость, ревность и привязанность, то увидим, что их источник — это наше двойственное видение и наша несвобода. Чтобы быть в состоянии помочь как самим себе, так и другим, нам надо преодолеть любые рамки, в которых мы заточены. Таково истинное назначение учений.
<.....>
Чтобы практиковать, нет необходимости принимать какую-либо особую позу или устремлять куда-то взгляд; вы не должны никоим образом ставить свое существование в зависимость от чего бы то ни было, вам надо только оставаться в естественном состоянии. Реальное состояние не может быть создано или построено: это истинное внутренне присущее состояние каждой сущности, привязанной к относительному состоянию тела, речи и ума. Когда имеется знание этого состояния без усилия, без ограничения себя рамками занятий практикой, наше раскрепощенное присутствие соединяется со всей нашей жизнью в целом. Таким образом, наше созерцание становится беспрерывным, и, когда вы достигаете этого состояния, качества самосовершенства, называемые «тремя телами», проявляются сами собой, точно так же как светят солнечные лучи, когда солнце всходит на небе. «Некоторые мастера утверждают, что хоть принцип Дзогчена и заключается в том, чтобы ничего не исправлять, нельзя достичь этого состояния без исправления. Они называют то, чему учат, «Дзогченом», но на деле это всего лишь различные способы исправления всего. Это ошибка, это все равно что пускать стрелу, не зная, куда она должна попасть». то же самое время не следует пренебрегать оценкой своих способностей. Если вы обнаруживаете, что ваших способностей недостаточно, чтобы вы могли жить, руководствуясь осознанностью, то лучше придерживаться определенных правил, пока осознанность достаточно не разовьется. Понимать это — тоже часть нашей осознанности. Говорят, что Дзогчен — учение для людей с высоким уровнем способностей. Обладание «высокими способностями» означает, что имеются качества, необходимые для понимания и применения Учения. Если у вас недостает какого-либо из этих качеств, то можно попытаться развить их. Чтобы получить нужные результаты, осознанность всегда должна сопровождаться присутствием. Учения Дзогчена всегда советуют стараться помогать самому себе, протягивать самому себе руку помощи. Но как именно это сделать? Следует стремиться всегда осознавать свое собственное состояние при любых обстоятельствах, с которыми вы сталкиваетесь, а если вы слишком возбуждены или пришли в замешательство, то нужно постараться расслабиться и дать себе передышку. Если вы устали, надо отдохнуть. Нет никакой необходимости следовать строгим правилам, хотя, как мы уже говорили, иногда они могут быть весьма полезны. Нам нужно всегда помнить цель, к которой мы направляемся, — каким образом прожить нашу жизнь с реальным присутствием осознанности. Таким образом, чтобы научиться практиковать Дзогчен, нужно наблюдать самого себя. Для этого надо только уделять несколько минут внимания тому, каким образом наши мысли, наши оценки и наши идеи приходят и уходят, подобно вздымающимся и исчезающим волнам.Гораздо более важно постараться сохранять присутствие и осознанность в любое время, чем каждый день посвящать ограниченный отрезок времени какой-то особой практике. Знание деталей методов медитации, визуализации и т. д. второстепенно. В Дзогчене есть такое высказывание: «Главное — не медитация, а знание». Но откуда же приходит реальное знание? Оно возникает из осознавания нашего существования на относительном уровне, которое служит реальной основой для понимания медитации и природы ума. Зная ограниченность и признаки относительного состояния, можно реально прийти к осознаванию их истинной природы.
<.....>
В учениях Дзогчена для обозначения природы ума используются многие термины, в том числе «изначальная основа», «основа всего», «сущность изначальной Бодхичитты» и так далее. Последний термин можно найти во многих древних текстах Дзогчена, и было бы полезно объяснить его значение. Это вне времени, вне двойственности, чистое и совершенное, как природа зеркала. Однако, если вы о нем ничего не знаете, оно не проявляется, и появляется необходимость устранить временные препятствия,затемняющие его. В Дзогчене изначальное состояние, или Основа, не определяется Только как шунья, считается, что оно имеет три аспекта, или признака, называемые «три изначальные мудрости»: Сущность, Природа и Энергия. Сущность — это пустотное реальное состояние личности и всех явлений. Эта Основа является состоянием всех существ, осознают они это или нет, просветлены ли они или находятся в сансаре. Говорят, что она «чиста с самого начала», потому что она, подобно чистому небу, свободна от всех помех и представляет собой источник всех проявлений бытия. Проявление же изначального состояния во всех его аспектах, его ясность, называется «Природа». О ней говорят, что она самосовершенна, потому что существует самопроизвольно с самого начала, как солнце, освещающее пространство.Ясность — это чистое качество всякой мысли и всякого воспринимаемого явления, не загрязненное мысленными оценками. Например, когда мы видим цветок, сначала мы воспринимаем его очертания, не давая мысленных оценок, даже если этот этап восприятия длится всего долю секунды. Затем на втором этапе дается мысленная оценка, и мы классифицируем это восприятие, думая: «Вот цветок, он красный, у него особый аромат» — и так далее. От этого происходят страсть к объекту или отвращение, принятие или отрицание, вследствие чего создается карма и совершается круговорот сансары. Ясность — это этап, на котором восприятие живо и реально, но ум еще не вступил в действие. Это спонтанное проявление состояния личности. То же самое верно и по отношению к мыслям: если мы не следуем за ними и не увлекаемся умственными оценками, то они тоже становятся частью нашей собственной ясности. Спокойное состояние — это такое состояние ума, когда не возникают никакие мысли. Примером этого является промежуток между исчезновением одной мысли и возникновением другой, такая пауза, которая обычно не воспринимается. Движение есть проявление мыслей без перерыва. Приводят пример, в котором состояние без мыслей сравнивается со спокойным озером, а возникновение мыслей — с движением рыбы в озере. мой учитель сказал: «Читая эти описания Будд и все остальное, ты должен понимать, что это описания твоего собственного состояния». В Дзогчене также практикуются различные методы использования энергии, но они не опираются на деятельность ума. Их принцип заключается в непосредственном воссоединении проявлений энергии с состоянием присутствия. Нет никакой разницы, предстает ли перед мысленным взором чистое видение мандалы, или же перед вашими глазами появляется кармическое видение вашей комнаты — и то и другое рассматривается как часть вашей ясности. Находитесь ли вы в спокойном состоянии или в чистом проявлении движения, и то и другое является переживанием, а не самим состоянием созерцания. В состоянии присутствия, которое остается тем же самым по отношению к тысячам различных переживаний, все, что бы ни проявилось, освобождает себя само. Вот что имеется в виду под «самоосвобождением».
Мы говорили также, что преображение страстей в мудрости — а это метод Тантр — требует способностей более высокого уровня, достигаемых многими годами практики. Чтобы применить метод самоосвобождения, важно наблюдать тот момент, когда ум еще не привлечен к оценке. Когда мы сохраняем состояние присутствия, всякую мысль или движение можно сравнить с облаком величиной с яйцо, которое мало-помалу растет, пока не станет величиной с гору, и затем, в обратном порядке, становится все меньше, пока совсем не исчезнет. Знание состояния самоосвобождения — это основа практики Дзогчена. Говорят, что «практикующий Дзогчен медитирует без медитации». Самое важное заключается в том, чтобы никогда не отвлекаться, сохранять состояние присутствия в любой момент.

hele
Администратор
Сообщения: 9864
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 10:53

Дзогчен.

Сообщение hele » 09 июн 2019, 06:21

кшатрий писал(а):
08 июн 2019, 10:42
То же самое верно и по отношению к мыслям: если мы не следуем за ними и не увлекаемся умственными оценками, то они тоже становятся частью нашей собственной ясности. Спокойное состояние — это такое состояние ума, когда не возникают никакие мысли.
кшатрий писал(а):
08 июн 2019, 10:42
Для этого надо только уделять несколько минут внимания тому, каким образом наши мысли, наши оценки и наши идеи приходят и уходят, подобно вздымающимся и исчезающим волнам.
То есть в дзогчене считается, что оценивающую способность ума не нужно часто включать, или даже позволять ей включаться?

кшатрий
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Дзогчен.

Сообщение кшатрий » 11 июн 2019, 00:56

hele писал(а):
09 июн 2019, 06:21
То есть в дзогчене считается, что оценивающую способность ума не нужно часто включать, или даже позволять ей включаться?
Нет, скорее для начала нужно научиться осознавать её наличие, но не вовлекаться в неё. До тех пор, пока не получается отследить момент её возникновения, так-как, это довольно сильная привычка и не получится включать, или выключать её по своему желанию. Для чего не предлагается пытаться её контролировать(выключать, или что-то подобное), а предлагается просто наблюдать за ней. Чтобы постепенно обнаружить состояние, которое ей предшествует, или является её основой:
Ясность — это чистое качество всякой мысли и всякого воспринимаемого явления, не загрязненное мысленными оценками. Например, когда мы видим цветок, сначала мы воспринимаем его очертания, не давая мысленных оценок, даже если этот этап восприятия длится всего долю секунды. Затем на втором этапе дается мысленная оценка, и мы классифицируем это восприятие, думая: «Вот цветок, он красный, у него особый аромат» — и так далее. От этого происходят страсть к объекту или отвращение, принятие или отрицание, вследствие чего создается карма и совершается круговорот сансары.
Т.е., дзогчен не предлагает бороться со следствиями(оценками и суждениями), а предлагает обнаружить и осознать их причины в собственном сознании, что само по себе должно привести к исчезновению следствий, или к их "самоосвобождению". Так-как, это возвращает нас в наше естественное, "изначальное" состояние сознания, благодаря чему в это состояние возвращается и всё остальное, включая оценки ума. :-)

Аватара пользователя
Абель
Администратор
Сообщения: 9117
Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
Откуда: Россия

Дзогчен.

Сообщение Абель » 11 июн 2019, 08:54

кшатрий писал(а):
11 июн 2019, 00:56
hele писал(а):
09 июн 2019, 06:21
То есть в дзогчене считается, что оценивающую способность ума не нужно часто включать, или даже позволять ей включаться?
Нет, скорее для начала нужно научиться осознавать её наличие, но не вовлекаться в неё. До тех пор, пока не получается отследить момент её возникновения, так-как, это довольно сильная привычка и не получится включать, или выключать её по своему желанию. Для чего не предлагается пытаться её контролировать(выключать, или что-то подобное), а предлагается просто наблюдать за ней. Чтобы постепенно обнаружить состояние, которое ей предшествует, или является её основой:
Ясность — это чистое качество всякой мысли и всякого воспринимаемого явления, не загрязненное мысленными оценками. Например, когда мы видим цветок, сначала мы воспринимаем его очертания, не давая мысленных оценок, даже если этот этап восприятия длится всего долю секунды. Затем на втором этапе дается мысленная оценка, и мы классифицируем это восприятие, думая: «Вот цветок, он красный, у него особый аромат» — и так далее. От этого происходят страсть к объекту или отвращение, принятие или отрицание, вследствие чего создается карма и совершается круговорот сансары.
Т.е., дзогчен не предлагает бороться со следствиями(оценками и суждениями), а предлагает обнаружить и осознать их причины в собственном сознании, что само по себе должно привести к исчезновению следствий, или к их "самоосвобождению". Так-как, это возвращает нас в наше естественное, "изначальное" состояние сознания, благодаря чему в это состояние возвращается и всё остальное, включая оценки ума. :-)
Осознавание оценочной деятельности ума,уже само по себе отключает ее.Как только Вы посмотрели на мысль,она тут же теряет свою силу,так как таким образом извлекли из нее оживляющее ее сознание.Когда сознание вовлечено,мысль живет. Даже видно,как мысль останавливается теряя инерцию,когда ты поймал себя на мысли.Это может проверить каждый,прямо сейчас.

кшатрий
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Дзогчен.

Сообщение кшатрий » 11 июн 2019, 15:13

Абель писал(а):
11 июн 2019, 08:54
Осознавание оценочной деятельности ума,уже само по себе отключает ее.Как только Вы посмотрели на мысль,она тут же теряет свою силу,так как таким образом извлекли из нее оживляющее ее сознание.Когда сознание вовлечено,мысль живет. Даже видно,как мысль останавливается теряя инерцию,когда ты поймал себя на мысли.Это может проверить каждый,прямо сейчас.
Да, так-как, мысли-это волны в океане сознания, создаваемые ветром внешних впечатлений. Когда сознание вовлекается в их движение, то лишь по инерции усиливает их. В глубине оставаясь всё таким же ясным, спокойным и "неподвижным", каким оно было и на поверхности, до того, как подул этот ветер. :-) Поэтому, дзогчен предлагает сначала остановить эту инерцию вовлечённости, чтобы затем и обнаружить естественную ясность и покой, а так же "не-двойственность", присущие сознанию изначально. Как, собственно, это делают дзен и Адвайта, предлагая искать и опираться во всём именно на это изначальное состояние, как на основу всего.

кшатрий
Сообщения: 1388
Зарегистрирован: 15 июн 2017, 15:16

Дзогчен.

Сообщение кшатрий » 12 июн 2019, 12:57

Тензин Вангьял ЧУДЕСА ЕСТЕСТВЕННОГО УМА


Последние наставления Тапихритсы

Вначале Тапихритса дал наставления по "Четырем Благам":
1. Идея: Пусть осознание, ничем не обусловленное и всюду проникающее, достигнет освобожденного видения, свободного от действия ума; это хороший путь.
2. Медитация: Пусть свободное от основы и обусловленности переживание станет ясной, ни на что не опирающейся, медитацией; это хороший путь.
3. Поведение: Пусть видение, свободное от дуалистического выбора, непосредственно совершает действия, отличающиеся гибкостью и отсутствием привязанности; это хороший путь.
4. Плод: Пусть ограничивающие надежды и страх растворятся в недостижимом самовозникающем состоянии самореализации; это хороший путь.
Изложив это учение, Тапихритса мгновение пребывал в молчании, затем продолжил свою речь изложением учения о "Четырех путях применения практики":
1. Вы не можете практиковать природу явлений; применяйте свободное от практики состояние природы явлений.
2. Вы не можете понять Дхармакайю через причинно-следственные связи (логику) ума; применяйте ум, свободный от причин и вторичных причин.
3. Вы не можете найти сущностное знание; применяйте то, что вы не можете найти.
4. Вы не можете измениться с помощью попыток; применяйте непреложное состояние.
Затем, после пребывания в молчаливом состоянии медитации, Тапихритса изложил "Пять путей применения практики":
1. Поскольку естественное состояние свободно от пристрастий, существует необусловленное проявление; применяйте практику, которая вне обусловленности и пристрастий.
2. Поскольку отсутствует желание и привязанность к объектам, освобождение достигается без устранения объектов; применяйте практику, которая вне связанности и свободы.
3. Поскольку ум не подвержен рождению и смерти, есть пребывание в нерожденной природе; применяйте практику, которая вне наполнения и опустошения.
4. Поскольку отсутствуют слова и выражения, есть пребывание в пространстве безмолвия; применяйте практику, которая вне развития и упадка.
5. Изначально нет никакой отдельности от естественного состояния и нет никакой связи с внешним видением; применяйте практику, которая вне отдельности и вне связи.
Тапихритса сказал: "Понаблюдайте за собой. Есть в вас это знание или нет?" Он замолчал, погружаясь в созерцание, затем через некоторое время вновь заговорил и начал излагать учение о "Четырех методах природы":
1. Применяйте медитацию, свободную от временных ограничений; пребывайте в природе, которая вне времени.
2. Применяйте медитацию, свободную от отвлечений; пребывайте, не отвлекаясь, в природе пространства великого блаженства.
3. Применяйте медитацию, которая непрерывна; пребывайте в самопорожденном естественном состоянии, которое ничем не прерывается.
4. Применяйте состояние, которое вне рождения и смерти, которое в сущностной природе; пребывайте в нерожденной единой природе. После этого Тапихритса погрузился на некоторое время в безмолвное созерцание, затем вновь спросил: "Посмотрите, есть ли в вас это знание?" И через мгновение он начал излагать учение "Трех постижений":
1. Достигнув понимания того, что нет никакого независимого существования, вы постигаете понимание единства.
2. Достигнув понимания недуальности, вы постигаете вкус единства.
3. Достигнув понимания отсутствия направленности, вы постигаете безграничность.

Аватара пользователя
Абель
Администратор
Сообщения: 9117
Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
Откуда: Россия

Дзогчен.

Сообщение Абель » 12 июн 2019, 19:24

кшатрий писал(а):
12 июн 2019, 12:57
1. Достигнув понимания того, что нет никакого независимого существования, вы постигаете понимание единства.
2. Достигнув понимания недуальности, вы постигаете вкус единства.
3. Достигнув понимания отсутствия направленности, вы постигаете безграничность
Даже вот этого вполне достаточно.Это то же,что Сат-чит-ананда,бытие,осознанность,блаженство.

Вернуться в «Буддизм»