Исихазм

Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 3950
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Исихазм

Сообщение Volt » 25 фев 2018, 18:10

Исиха́зм (от др.-греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение») — христианское мистическое мировоззрение, древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма, эзотерическая система в рамках христианства.

Сущность исихазма

Кратко говоря, исихазм — это практика умно-сердечной молитвы, совмещённая с трезвением (контролем) за всеми исходящими изнутри помыслами, способствующая очищению ума и сердца и подготавливающая (но не приводящая сама по себе) подвижника к богосозерцанию. Разумеется, речь не идёт о буквальном, физическом созерцании, а о духовном, «внутреннем» узрении. Как писал Св. Иоанн Синаит в Лествице: «исихаст есть старающийся заключить в своём теле бестелесное». Традиционным символом исихазма является восхождение Моисея на гору Синай, его пребывание на вершине во время Богообщения и последующее нисхождение для сообщения народу полученного откровения, но используется и представление о священнобезмолвии Моисея в течение 40 лет странствия избранного народа в пустыне.
Ключевыми для исихазма цитатами из Священного Писания являются:
- «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк, 17:21),
- «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф, 5:48),
- «Когда молишься, войди в клеть твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему втайне» (Мф, 6:6),
- «Хочу лучше сказать пять слов умом моим в церкви, нежели тьму слов на языке» (ср.: 1 Кор. 14: 19),
- «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (ср.: 1 Кор. 6:17),
- «Всё же обнаруживаемое делается явным от света, ибо всё, делающееся явным, свет есть» (ср.: 1 Еф. 1:13).
Согласно Новому Завету, «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин, 1:18). Несмотря на невозможность чувственного видения Бога Отца, Палама и другие исихасты утверждают, что Божья благодать пронизывает сей мир, а «слава Господня», являющаяся в различных эпизодах Ветхого и Нового Завета (например, неопалимая купина, которую видел Моисей, свет на горе Фавор на Преображение) была на самом деле нетварной энергией Бога, то есть, исихасты зрят несотворённое и невещественное влияние Бога (энергию). Наивысшей энергией по Аристотелю обладает Бог-Перводвигатель, цель всего существующего, который сам неподвижен и является высшим покоем. Никейский символ веры также утверждает: "Бог-Отец - Свет, а Сын - Свет от Света". Палама сформулировал богословие энергий, отличных от сущности Бога, в противовес тезису Фомы Аквинского о полном тождестве энергии и сущности Бога, и с этим утверждением Паламы согласны все исихасты. С бытовой точки зрения считается, что исихастская практика приводит человека в состояние умиротворения. Многие исихасты же утверждают о способности общения с ангельскими материями. Известны истории о чудесных способностях исихастов; сами же они руководствуются библейским принципом «скажи сей горе сдвинуться, и если истинно веруешь — сдвинется». Большая часть этих историй связана с Афонским монашеством.
В основе философии и богословия исихазма лежит учение об обо́жении, представление о том, что посредством Божьей благодати праведник может созерцать энергию непознаваемого Бога, соединяться таким образом с Богом (что в некотором смысле и называется обо́жением уже в этой земной жизни, поскольку исихасты считали, что несмотря на различие сущности и энергии Бога божественную энергию тоже можно называть Богом, соединение с Богом можно поэтому описывать как «обо́жение», «боговидение», «богосозерцание» и т. д., а соединённого таким образом человека можно исходя из уважения и христианской любви к Человеку называть «Богом по благодати» несмотря на то, что по существу (по природе) обо́женный человек остаётся человеком и, конечно же, не становится ни Богом, ни его наместником на Земле в какой бы то ни было форме).

phpBB [media]


Елена, гость у Гордона именно тот человек, который переводил Джойса. :-)
Каждый освещает темноту как может

Stacy
Администратор
Сообщения: 375
Зарегистрирован: 01 июл 2016, 08:15

Re: Исихазм

Сообщение Stacy » 25 фев 2018, 19:48

Спасибо, выслушала всё. Правда, какой человек Сергей Хоружий... он еще и доктор ф-м наук.
Да и Гордона уважаю. Он и сейчас ведет одну передачу.

По новой антропологии, человек должен быть энергийным и предельным (в том смысле, что пытаться выйти за свой предел, но тогда и знать его). Как пределы? названы сознательное-бессознательное, реальное-виртуальное в человеке.

Какую молитву нужно произносить? - или любую... не поняла и не нашла специальную для исихазма.
Упоминают суфизм и буддийскую тантру как чем-то похожие практики... мистические направления религий считаются.

Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 3950
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Исихазм

Сообщение Volt » 25 фев 2018, 21:12

iris писал(а):Какую молитву нужно произносить? - или любую... не поняла и не нашла специальную для исихазма.
Упоминают суфизм и буддийскую тантру как чем-то похожие практики... мистические направления религий считаются.
Статья "Умная Молитва"
Умная молитва бывает лишь у того, кто получил благодать Божию. Нельзя творить молитву с мыслью: «Я научусь ей, я должен преуспеть (катаферо) в молитве, я достигну ее». Потому что, ставя молитву как цель, мы приходим к эгоизму и гордости.

Конечно, необходим долгий опыт, пламенное желание, но и целомудрие, внимание и здра­вомыслие, чтобы молитва стала чистой и богоугодной. Один лишь помысел: «Я преуспел» — портит все... Чем нам гордиться? У нас нет ничего своего... Это все очень тонкие вещи (лепта), но крайне важные.


Прежде всего, научитесь молиться так, чтобы в уме не было никаких образов (икона). Не представляйте себе Христа. Отцы подчеркива­ют, что молиться нужно безобразно. Составляя образ, легко впасть в заблуждение, потому что в этот образ может вмешаться другой образ. Именно так к нашему действию примешивается темная энергия, поэтому образ важно отсечь. Ведь благодать может покинуть нас! Как раз в этот момент лукавый подмешивает свой образ (паремболес) и так управляет нашим сознанием.


Молитва совершается умом в глубине сердца, а не на устах, чтобы не произошло рассеивания, чтобы ум не блуждал то там, то тут. Спокойным образом мы поме­стим в свой ум Христа, говоря кротко: Господи Иису­се Христе, помилуй мя. Не думайте ни о чем, кроме слов: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Ни о чем другом, ни о чем!

Молитесь спокойно, с открытыми глазами, чтобы обезопасить себя от мечтаний и прелес­ти, молитесь со вниманием и посвящением себя Хрис­ту. Творите молитву кротко и не все время, но когда есть расположение и состояние умиления, что является даром Божественной благодати. Без благодати человек сам себя гипнотизирует и может впасть и в видение све­та, и в прелесть, и в умственное расстройство.
Каждый освещает темноту как может

Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 3950
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Исихазм

Сообщение Volt » 25 фев 2018, 21:16

На самом деле молитва может быть какой угодно, можно и Харе Кришна. Здесь дело не в самой молитве, она не самоцель, слова будут лишними.
Каждый освещает темноту как может

Stacy
Администратор
Сообщения: 375
Зарегистрирован: 01 июл 2016, 08:15

Re: Исихазм

Сообщение Stacy » 25 фев 2018, 22:10

Вспомнила тогда (и перечитала), у нас есть тема от Vladislav, о практике молитв "умное делание" (раздел Свободный разговор). Там есть и кратчайший и наиболее органичный вариант "Господи помилуй". В храмах в пост повторяется всё время, без конца, особенно ближе к окончанию поста и к Пасхе.

И правда, при повторении сразу уносит ввысь, стрелой. Хотела бы написать: в бездну. После того как вы вчера сказали это слово, то подумала: ведь бездна это внизу. Но прочитала семантическое значение - нет, как я могла так понимать, ведь прекрасно знаю эти примеры употребления: "открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне дна". И другие. По-французски Abîme. Она везде может быть, и в выси неба тоже.

В параллельной теме Эдвард говорит о вращении, и при каких-то практиках наверное так и есть. Но здесь - всё же стрела...
Образы и не пытаются возникать... это можно удерживать, кажется. Но не знаю, насколько долго, долго не пробовала.

Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 3950
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Исихазм

Сообщение Volt » 25 фев 2018, 22:16

iris писал(а):В параллельной теме Эдвард говорит о вращении, и при каких-то практиках наверное так и есть. Но здесь - всё же стрела...
В каббале есть такой путь с названием путь стрелы (путь от малкут к кетер). Если приглядеться к древу сефирот, то можно разглядеть образ лука и траекторию по центральному столбу к кетер.
Каждый освещает темноту как может

Аватара пользователя
Эдвард Ром
Сообщения: 431
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Re: Исихазм

Сообщение Эдвард Ром » 25 фев 2018, 22:53

iris писал(а): В параллельной теме Эдвард говорит о вращении, и при каких-то практиках наверное так и есть. Но здесь - всё же стрела...
Образы и не пытаются возникать... это можно удерживать, кажется. Но не знаю, насколько долго, долго не пробовала.
Iris в умном делании - также вращение. Погружение ума в сердце привязывается к циклу дыхания.

Вращение ведь не обязательно может быть пространственным, но и временным.

Что касается стрелы - я называл эту практику "устремление сердца", пользуясь терминологией из Агни йоги. На самом деле ощущается как подъемная сила. Это не метафора. Во сне тоже состояние приводит к ощущению полета (можно ведь летать во сне не только в детстве). Я называю это для себя подъемной силой сердца. Оно образует свое магнитное поле и свою гравитацию и способно поднимать даже с ощущением внешней нагрузки - утяжелением - например другого субъекта сна. Никогда не поднимали других людей, беря за руку во сне?

Stacy
Администратор
Сообщения: 375
Зарегистрирован: 01 июл 2016, 08:15

Re: Исихазм

Сообщение Stacy » 25 фев 2018, 22:58

Может быть, вы говорите, как должно быть (где-то прочитали), но я - как ощущаю. Сердце при этом не задействовано, сразу из сахасрары вверх стрелой. Volt тоже сказал в Калачакре, что для других центров у него не получается ощущать то, что вы там обсуждаете.

То есть может быть сердце и задействовано, но оно в комплексе с другими центрами помогает устремлению вслед за потоком из сахасрары. Как-то так...

Может быть, у меня получается другая какая-то практика, а не умное делание. Например, что Игорь сказал насчет стрелы из сефирот.
Но прочитав здесь об исихазме, не нашла, где там написано, что из ума в сердце. И в лекции Сергея Х. этого тоже нет. Просто говорится, что молитва помогает устремиться к высшему, к Божеству, к Божественному. А это явно просто вверх возможно.

Аватара пользователя
Эдвард Ром
Сообщения: 431
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Re: Исихазм

Сообщение Эдвард Ром » 25 фев 2018, 23:02

Я также говорю как ощущаю. Но моя практика - сердечное делание.

Из сахасрары вверх стрелой? Вылет сознания из тела? Или имеется ввиду ощущение потока, луча?

Stacy
Администратор
Сообщения: 375
Зарегистрирован: 01 июл 2016, 08:15

Re: Исихазм

Сообщение Stacy » 25 фев 2018, 23:06

Эдвард Ром писал(а):Никогда не поднимали других людей, беря за руку во сне?
Да нет вроде... вообще во снах не прикасаюсь кажется к людям.

Вылета сознания... нет, не ощущаю. Потока, луча... да, пожалуй.

Аватара пользователя
Эдвард Ром
Сообщения: 431
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Re: Исихазм

Сообщение Эдвард Ром » 26 фев 2018, 12:42

Тогда думаю я понимаю о чем речь. Но попробуйте ощутить тоже - поток, луч, устремленность стрелы, но только исходя из области сердца.

Для начала конечно надо внутренним вниманием найти это "сердечное место" и уже одно только это для многих непросто.
Найти сердце внутренним вниманием и ощутить его как нечто конкретно осязаемое. Помнится когда-то у меня это заняло продолжительное время. Я и рукой помогал и даже бил в область сердца кулаком - чтобы сосредоточить и удержать внимание в области сердца.
И далее быть способным опереться на него, почувствовать его как говорят старцы исихазма престолом или седалищем сознания.

Сам процесс очерчивания острием внимания линии вокруг сердца и удерживание ее - это тоже непросто поначалу. Сознание готово отвлечься в любую секунду как говорят старцы увлекаясь мечтаниями или впадая в прелесть возникающих образов.

Аватара пользователя
Эдвард Ром
Сообщения: 431
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Re: Исихазм

Сообщение Эдвард Ром » 26 фев 2018, 12:54

Лучшим на мой взгляд полухудожественным произведением на тему Умной молитвы является "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу". В ней есть вся необходимыя выжимка из книг Добротолюбия и наставлений Старцев по Умной молитве.

Stacy
Администратор
Сообщения: 375
Зарегистрирован: 01 июл 2016, 08:15

Re: Исихазм

Сообщение Stacy » 26 фев 2018, 13:11

Может быть, повторюсь, но ни в исходном тексте темы ни в ролике не говорится, что молитва и богосозерцание, что есть основная цель практики, должны быть связаны в первую очередь с сердцем, сердечным центром. Поэтому прочитаю конечно ваши советы, но возможно для меня более естественно богосозерцание другого вида. А вы можете конечно практиковать как тоже хотите, как вам представляется более правильным.

Аватара пользователя
Эдвард Ром
Сообщения: 431
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Re: Исихазм

Сообщение Эдвард Ром » 26 фев 2018, 13:27

Читаем хотя бы Википедию:
Значительная часть идей исихазма была сформулирована ещё Отцами Церкви в первом тысячелетии[16][17]. Большая их часть представляла собой обоснование монашеских практик, как, скажем, у великого учителя Симеона Нового Богослова, византийского богослова X века, которого в Православии ставят в один ряд с апостолом евангелистом Иоанном Богословом и Григорием Богословом. Многие труды учителей исихазма включены в сборник «Добротолюбие». Но наиболее известным в миру теоретиком исихазма стал св. Григорий Палама, живший в XIV веке. Основным его трудом считаются «Триады в защиту священно-безмолвствующих».
Открываем этот основной труд Григория Паламы, читаем его. И далее дополняем тему соответствующими фрагментами из "Добротолюбия" и поучений Симеона Нового Богослова, Григория Богослова, Григория Синаита и наших старцев -
Антония Печерского, Сергия Радонежского, Нила Сорского, Серафима Саровского и конечно же основного нашего теоретика исихазма - Паисия Величковского. Также утверждения Старцев Оптиной Пустыни - за авторством одного из них и считается упомянутая мной выше книга "Откровенные рассказы странников духовному своему отцу".

Вот это и будет настоящим освещением темы в традиции Исихазма.

Аватара пользователя
Эдвард Ром
Сообщения: 431
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Re: Исихазм

Сообщение Эдвард Ром » 26 фев 2018, 13:29

Практика умной молитвы и погружения ума в сердце - основной скреп духовного монашеского делания в этой традиции.

В упомянутой выше книге Григория Паламы, которая считается основным выразителем идей Исихазма говорится:
Стараясь в строгом трезвении соблюдать и направлять эту свою способность, что же мы должны делать как не то, чтобы, собрав рассеянный по внешним ощущениям ум, приводить его к внутреннему средоточию, к сердцу, хранилищу помыслов?
...
Итак, здесь надо смотреть, начертаны ли благодатью законы Духа»59. Где «здесь»? В главном телесном органе, на престоле благодати, где ум и все душевные помыслы: в сердце. Видишь, что тем, кто решился внимать себе в исихии, обязательно нужно возвращать и заключать ум в тело, и особенно в то внутреннейшее тело тела, которое мы называем сердцем?
...
Свертываясь внешне по мере возможности как бы в круг, то есть уподобляясь желаемому внутреннему движению ума, он и силу ума, изливающуюся из глаз, благодаря такой форме тела тоже введет внутрь сердца.
И так далее - вся книга посвящена этому вопросу.

Stacy
Администратор
Сообщения: 375
Зарегистрирован: 01 июл 2016, 08:15

Re: Исихазм

Сообщение Stacy » 26 фев 2018, 13:31

И опять же... в приведенном (из вики) нет о сердце :-)
Нет, я не против, поразвивать немного и сердце... но просто хочу сказать, что богосозерцать наверное можно и на основании других, и даже более высоких, чакр и центров.

Аватара пользователя
Эдвард Ром
Сообщения: 431
Зарегистрирован: 07 ноя 2017, 17:00

Re: Исихазм

Сообщение Эдвард Ром » 26 фев 2018, 13:37

Подвижник Исихазма зрит Бога в своем сердце. И этому посвящена вся литература Исихазма: если ты не найдешь Бога в своем сердце - ты его нигде не найдешь.

Кстати говоря не существует никаких более высоких или низких центров. В космосе нет ни низа ни верха. Мы можем говорить только о каких-то центральных и периферийных областях, по отношению к данному центру сил (лайя-центру). Если говорить о человеке, то если нечто можно назвать его центром, то это будет "Каранатма" (как выразитель идеи Великого Дыхания) и соответственно "Каранападхи" (как выразитель Пространства и Зерна в нем).

В этом смысле Муладхара ничем не ниже Сахасрары. Все семь чакр как говорила Елена Петровна находятся на самом деле в голове:
Инструкции для учеников внутренней группы, Заметки по поводу статей I. II. III
Наши семь Чакр все расположены в голове, и именно эти Руководящие Чакры являются теми, которые управляют и правят семью (ибо имеется семь) главными плексусами в теле...
Семь Чакр соответствуют лучам семиконечной звезды Махата. Мы не можем говорить, что какой-то из этих лучей является низшим по отношению к другому.

Аватара пользователя
Volt
Администратор
Сообщения: 3950
Зарегистрирован: 26 июн 2013, 11:09
Откуда: Карелия

Re: Исихазм

Сообщение Volt » 26 фев 2018, 14:53

phpBB [media]
Каждый освещает темноту как может

Аватара пользователя
Абель
Сообщения: 9427
Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
Откуда: Россия

Re: Исихазм

Сообщение Абель » 26 фев 2018, 16:32

Область в сердце я нахожу таким образом: как только уловил голос совести или спровоцировал его,ухватываешь его и стараясь не терять входишь в него.Канал достаточно надёжный.Пространство сердца открывает видимость мира как поэзию-даже покосившийся сарай,способный вызвать в душах прагматиков лишь пренебрежение,в пространстве имеет свою очаровательную значимость,подобно тому,как шалаш для влюблённых может превращаться в рай.
Что касаемо сахасрары-то не думаю,что дело в движении вверх,просто она находится вверху и потому ощущение вверх.На самом деле она передаёт серцу-потому что атман в сердце,но совсем не в параметрах трёхмерного пространства.

Stacy
Администратор
Сообщения: 375
Зарегистрирован: 01 июл 2016, 08:15

Re: Исихазм

Сообщение Stacy » 26 фев 2018, 17:22

"Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности. "
(из учения о благодати в православии по Лосеву)

Абель, помню, вы недавно говорили, что есть сущность и ее энергия, о Шиве и Шакти, если не ошибаюсь.
И вот параллели индуизма и христианства. Фаворский свет есть свет, который излучился при Преображении Иисуса. И вот, по взглядам Паламы и его соратников, это есть энергия (Божия), и она нетварная.

Аватара пользователя
Абель
Сообщения: 9427
Зарегистрирован: 28 июн 2013, 23:42
Откуда: Россия

Re: Исихазм

Сообщение Абель » 26 фев 2018, 17:54

iris писал(а):"Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности. "
(из учения о благодати в православии по Лосеву)

Абель, помню, вы недавно говорили, что есть сущность и ее энергия, о Шиве и Шакти, если не ошибаюсь.
И вот параллели индуизма и христианства. Фаворский свет есть свет, который излучился при Преображении Иисуса. И вот, по взглядам Паламы и его соратников, это есть энергия (Божия), и она нетварная.
Мы тоже свет монады..,как будто кадр на полотне .

Аватара пользователя
ИринаКомаринец
Сообщения: 2568
Зарегистрирован: 13 июл 2013, 16:21

Re: Исихазм

Сообщение ИринаКомаринец » 26 фев 2018, 18:06

Молитва совсем может быть и не молитвой.
Помню, когда я посещала новомодную церковь ИХ, то мы там принимали "огненное крещение", т.е. говорили на "иных языках". Человек вставал в круг, а посвященные произносили молитвы.
Суть состояла в том, что человек, попав в энергетический поток начинал бормотать на корявом языке какие-то слова обращенные к Богу, ИХ. У кого-то получалось, у кого-то нет или они притворялись, желая показать свое умение.
О своем опыте: получалось так, что произнесенные слова, которых вообще не понимал никто вырывались из самого сердца - нужно было просто попасть в поток энергии молящихся. И ты действительно начинал говорить "языком сердца".
Сейчас, вспоминая это все, становится смешно и страшно - до чего доходит человек, истязая себя глупой верой и страстным порывом к приобщению божественности. Но тогда это было на пике самоотречения, эфемерности и радости.
После таких экспериментов я стала слышать как мне казалось, самого Бога.
Кто-то скажет, что это говорил сам дьявол, черт и упырь...
Но нет, когда говорит само Сердце, то это же Сердце сумеет и услышать высокую частоту вибраций.
Но я не говорю, что это правильно и так должно быть.
Я совсем о другом.
Спасибо.

Вернуться в «Христианство»